Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2016 году

В условиях острой нехватки бюджетных средств из-за сложной экономической ситуации в стране, Правительство РФ было вынуждено в конце 2015 года принять ряд решений, направленных на сокращение затрат федерального бюджета по социальным статьям расходов:

  • не проводить традиционную индексацию детских пособий с 1 января 2016 года и других социальных выплат семьям с детьми, а ограничиваться их доиндексацией с 1 февраля на размер инфляции за предыдущий год;
  • полностью исключить как минимум на один год индексацию материнского капитала в 2016 году, приняв его размер на уровне 2015 года;
  • применить критерии адресности и принципы нуждаемости в регионах РФ, что сократит количество получателей региональных выплат на ребенка.

Фактически указанные изменение означают начало в 2016 году новой социальной реформы в отношении семей, имеющих детей, которые получают различные меры материальной поддержки от государства.

Пособия на детей в 2016 году

Внимание, эта статья устарела!

Обо всех основных изменениях в порядке выплат, видах и размерах детских пособий в России в 2017 году читайте в новом материале на нашем сайте:

→ Пособия на детей в 2017 году (таблица) ←

С 1 января 2016 года в России фактически началась большая социальная реформа, в рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса будут на наших с вами глазах меняться сложившиеся в эпоху «сытых нулевых» годов принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми, в настоящее время включающих в себя:

Меню для навигации по странице

Суть социальной реформы Медведева

Порядок индексация детских пособий → когда будет проведена индексация → размеры пособий в 2016 году → таблица индексации пособий

Индексация материнского капитала

Принципы адресности и нуждаемости

Пособие по уходу за ребенком 2016

  • федеральные детские пособия:
    • по обязательному социальному страхованию, выплачиваемые гражданам, имеющим детей, по месту работы или напрямую из ФСС в соответствии с законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
    • по государственному социальному обеспечению, выплаты которых производятся из федерального бюджета органами Соцзащиты населения по месту жительства получателей с учетом требований закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ;
  • федеральный материнский капитал, предоставляемый с 2007 года из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) при рождении или усыновлении второго и последующего ребенка (детей) по закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ;
  • многочисленные региональные детские пособия и маткапитал, обеспечиваемые из бюджетов субъектов федерации в соответствии с:
    • дополнительными требованиями и рекомендациями указанных выше федеральных законов;
    • «майскими указами» Президента РФ Владимира Путина, в том числе Указом «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 года № 606;
    • республиканскими, краевыми, областными и городскими законами, указами и постановлениями, устанавливающими дополнительные меры материальной поддержки отдельных категорий граждан.

Речь в частности идет о нескольких непопулярных решениях, принятых в социальной сфере руководством страны в декабре 2015 года:

  • сократить круг получателей ряда детских пособий и льгот исходя из необходимости применения регионами принципа адресности и критериев нуждаемости (закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ);
  • не проводить ежегодную индексацию основных социальных выплат (включая детские пособия) за 2016 год традиционно с 1 января, а ограничиться только их доиндексацией за прошедший 2015 год на величину фактической инфляции с 1 февраля 2016 года (закон от 14.12.2015 № 371-ФЗ);
  • вообще не проводить индексацию материнского капитала в 2016 году, оставив его на прошлогоднем уровне — в размере 453026 рублей (закон о бюджете от 14.12.2015 № 359-ФЗ).
Содержание
  1. В чем суть социальной реформы, проводимой в 2016 году?
  2. Переход на принципы адресности и нуждаемости
  3. Пособие по уходу за ребенком в 2016 году
  4. Индексация детских пособий
  5. Размер пособий на детей в 2016 году
  6. Таблица пособий на детей в 2016 году
  7. Размер декретных выплат в 2016 году
  8. Пособие по беременности и родам
  9. Пособие по уходу за ребенком
  10. Сумма материнского капитала в 2016 году
  11. Изменения в 2016 году и свежие новости
  12. Порядок назначения пособия по уходу за ребенком
  13. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 1.5 лет в 2018 году
  14. Порядок оформления пособия для неработающих
  15. Какие нужны документы и сроки перечисления выплаты
  16. Условия получения ежемесячной выплаты для работающих
  17. Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году (пример)
  18. Сроки оформления и необходимые документы
  19. Как рассчитывается пособие
  20. Кто может получить выплату
  21. Выплаты на первого ребенка: новости
  22. Можно ли продлить срок выплаты пособий
  23. За какой период выплачивается
  24. Размер ежемесячного пособия
  25. Максимальный и минимальный размеры пособия для работающих и уволенных на 2017 и 2018 годы
  26. Размер пособия по уходу для безработных на 2017 и 2018 годы
  27. Порядок расчета выплат по уходу за ребенком
  28. Пример расчета пособий до 1.5 лет
  29. Оформление документов на пособие по уходу
  30. Законодательная база
  31. Кому положена данная помощь

В чем суть социальной реформы, проводимой в 2016 году?

В мае 2015 года по итогам рабочих совещаний Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам при формировании федерального бюджета на 2016 год исходить из двух противоречивых требований:

  • снижение дефицита бюджета на 2016-2018 годы путем «сокращения неэффективных затрат»;
  • объективная необходимость проведения индексации социальных выплат гражданам, предусматриваемая приведенными выше законами, указами и постановлениями.

Дополнительным требованием премьер-министра тогда стала необходимость разработки вопроса о предоставлении социальных выплат исходя из принципов адресности и нуждаемости.

Социальная реформа5c5b1fa996d67

Результатом этой работы Правительства и стала социальная реформа, заработавшая с 1 января 2016 года.

Переход на принципы адресности и нуждаемости

Перспективы сокращения в 2016 году видов и размеров детских пособий и иных выплат семьям с детьми исходя из принципов адресности и нуждаемости в обществе вызывают еще более высокие опасения.

Существующая в настоящее время категориальная система соц. поддержки берет свои истоки из советского периода, и в современных реалиях при росте дефицита бюджета с точки зрения руководства страны она становится неоправданной. В связи с этим адресные подходы с учетом нуждаемости будут широко внедряться в сферу федеральной и региональной социальной политики в 2016 году — прежде всего, из соображений экономии бюджетных средств путем «сокращения неэффективных затрат».

Между тем, в Правительстве до сих пор ведутся оживленные дискуссии по вопросам выработки критериев нуждаемости, в соответствии с которыми можно было бы «адресно» устанавливать денежные выплаты не на какие-то категории социальных групп в целом (в масштабах государства или отдельного субъекта федерации), а в отношении конкретной семьи и отдельного гражданина.

В качестве подобного критерия чаще всего предлагается такой известный показатель, как величина дохода в расчете на одного члена семьи — если она будет составлять менее установленного в регионе прожиточного минимума (или кратных ему единиц), семья может быть признана нуждающейся и ей в адресном порядке может быть предоставлена соответствующая материальная поддержка.

Однако, как отмечают специалисты, в долгосрочной перспективе это может привести к появлению у граждан желания искусственно занижать свой официальный уровень дохода (или меньше работать), в том числе путем фиктивных разводов с работающим и имеющим высокий доход супругом — для преодоления порога «нуждаемости» и получения права на отдельные адресные виды социальных выплат.

  1. Это может вызвать обратные процессы — вновь привести к росту социальных расходов и, самое главное, негативно скажется на пополнении государственных внебюджетных фондов — ПФР, ФСС и ФОМС.
  2. Кроме того, снижение объемов пенсионных отчислений таких граждан из-за укрывания официальных доходов с учетом вступившей с силу в 2015 году пенсионной реформы в долгосроке может и вовсе привести к социальной катастрофе, когда за чертой бедности окажется еще большее, чем сейчас, количество пенсионеров.

Помимо этого, как неоднократно отмечали

в Минтруда и соцзащиты, по ряду существующих выплат, в том числе предоставляемых в отношении семей с детьми, критерии нуждаемости устанавливаться вообще не должны. Например, материнский капитал с учетом неограниченных законом сроков для его расходования не может предоставляться в каком-либо другом формате, отличном от существующего

  • Прежде всего — нуждаемость, определенная по уровню дохода или материальной обеспеченности, может устанавливаться только в конкретный момент времени.
  • В отличие от этого заявление о распоряжении средствами материнского капитала можно подать в любое время — может быть, через 5-10 лет после появления на него права у семьи сертификат окажется востребованным по всем возможным критериям нуждаемости, но семье он полагаться не будет, поскольку на момент рождения второго или последующего ребенка она в нем могла и не нуждаться.

В то же время Министр труда и социальной защиты признает, что «основной блок возможностей по установлению критериев нуждаемости — это региональные выплаты». Однако до сих пор адресные подходы к оказанию социальной поддержки в субъектах федерации также применялись с целью сокращения расходов, а в бездумном варианте применения это может означать только то, что региональные власти в действительности никакой социальной поддержкой заниматься вообще не хотят.

pixabay.com5c5b1fa9c2c52

Фото pixabay.com

Пособие по уходу за ребенком в 2016 году

Читать о ежемесячном пособии до 1.5 лет

→ Оформление отпуска по уходу за ребенком

→ Размер ежемесячного пособия в 2016 году

→ Примеры расчета суммы выплат в 2016 году

Адресные принципы предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми в 2016 году на основе критериев нуждаемости могут быть применены не только с целью сокращения круга получателей, но и для установления принципиально новых, ранее не предусматриваемых видов детских пособий — но только в отношении вполне определенной категории получателей, к которой могут устанавливаться также дополнительные требования.

В частности, на прошедшем 27 марта 2015 года Всероссийском форуме социальных работников Дмитрий Медведев призвал Правительство решить вопрос о продлении выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет, но только для нуждающихся категорий граждан, поскольку, по мнению премьер-министра, эта проблема актуальна не во всех семьях, и в действительности большинство мам заинтересовано в том, чтобы иметь возможность при достижении ребенком полутора лет возобновить рабочую деятельность по постоянному месту занятости.

Однако для этого необходимо решить ряд принципиальных (и в настоящее время во многом концептуальных) вопросов:

  • определить и сформулировать в явном виде критерии нуждаемости семей в продлении выплат ежемесячного пособия до 3 лет;
  • составить на основе сформулированных критериев по адресному принципу реестр получателей пособия;
  • найти источники финансирования выявленных нуждающихся семей «на совершенно других началах» — по возможности с привлечением ресурсов работодателей, а не путем повышения расходов федерального бюджета;
  • разработать меры по стимулированию досрочного выхода родителей из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет:
    • изменение норм трудового законодательства с возможностью применения гибкого рабочего графика или полноценного предоставления работы на условиях неполного рабочего дня;
    • открытие в укороченные сроки большого количества ясельных групп в детских садах с учетом потребностей населения.

Пока работы в данном направлении продолжаются, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком

до 3 лет родители могут претендовать только на получение ежемесячной компенсации от работодателя

в размере 50 рублей. По этому поводу Председатель Правительства также отметил: «Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

Позднее в новостях говорилось, что Дмитрий Медведев дал поручение Минтруду России совместно с Минэкономразвития и Минобрнауки в срок до 1 июля 2015 года рассмотреть возможность продления выплат пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет семьям с детьми с учетом следующих критериев нуждаемости (с условием их одновременного применения):

  • при среднедушевом доходе семьи, не превышающем величину регионального прожиточного минимума на душу населения;
  • при отсутствии для ребенка места в детском саде или возможности трудоустройства по месту работы с гибким рабочим графиком.

В итоге выяснилось, что на реализацию данного предложения только за один 2016 год потребуется 50 млрд руб. дополнительных бюджетных расходов, что составляет неподъемную сумму в условиях кризиса.

Индексация детских пособий

В первую очередь семьи с детьми беспокоит вопрос повышения размеров выплат на ребенка — т.е. произойдет ли их увеличение в связи с индексацией.

  • Индексация детских пособий на размер прогнозируемой инфляции (то есть «опережающими темпами») ежегодно с 1 января была впервые введена еще в 2008 году. Однако одной из мер, принятых в 2015 году Правительством для сокращения дефицита бюджета страны, стало приостановление в 2016 году действующего порядка индексации социальных пособий.
  • Вместо этого с 1 февраля 2016 года детские пособия будут доиндексированы по фактической (прошлогодней) инфляции (то есть «догоняющими темпами») относительно размеров детских пособий, которые были установлены с 1 января 2015 года.

Размер пособий на детей в 2016 году

В 2015 году пособия на детей были проиндексированы на заниженный показатель уровня инфляции — на 5,5% и тогда коэффициент индексации составил 1,055. Но фактическая инфляция за год составила 12,9%, т.е. коэффициент индексация должен был составлять 1,129.

В соответствии с этим с 1 февраля будет проведена дополнительная индексация пособий на 7%:

1,129 / 1,055 = 1.070, или 7,0%.

Учитывая такой коэффициент, можно составить таблицу пособий на детей в 2016 году.

Таблица пособий на детей в 2016 году

Название пособия Сумма выплат, руб.
с 1 января 2016 года с 1 февраля 2016 года
Единовременные выплаты
Пособие женщине при постановке на учет на ранних сроках беременности 543,67 581,73
Декретное пособие по беременности и родам 100% среднего заработка за 2 предыдущих года, по МРОТ либо в минимальном фиксированном размере:
543,67 581,73
Пособие по беременности женам военнослужащих по призыву 22958,78 24565,89
Единовременное пособие при рождении ребенка 14497,80 15512,65
Пособия на ребенка при усыновлении, установлении опеки и передаче в приемную семью 14497,80 или 110775* 15512,65 или 118529,25*
* Выплата в повышенном размере производится при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет или нескольких детей, являющихся братьями или сестрами (на каждого)
Материнский капитал 453026 453026 (не увеличивается)
Ежемесячные выплаты
Пособие по уходу за ребенком 40% от среднемесячного заработка за 2 предыдущих года на одного ребенка или в минимальном размере:
  • 2718,34 — на первого;
  • 5436,67 — на второго и последующих
  • 2908,62 — на первого;
  • 5817,24 — на второго и последующих
Пособие по уходу за ребенком военнослужащего срочной службы 9839,48 10528,24
Выплата многодетным на третьего и последующих детей до 3 лет В размере установленного регионального прожиточного минимума для ребенка
Пособие на ребенка военнослужащего по потере кормильца 1978,97 2117,50

Размер декретных выплат в 2016 году

При беременности и после родов государство поддерживает родителей материальными выплатами в виде ежемесячных и единовременных пособий на ребенка.

Такой вид поддержки предоставляется:

  • трудоустроенным женщинам при наличии страхового стажа — в виде обязательного социального страхования пропорционально среднему заработку;
  • неработающим — в минимально установленном размере в форме государственного социального обеспечения (через Соцзащиту).

При уходе в декрет женщины в России могут рассчитывать на получение таких выплат, как:

  1. Пособие по беременности и родам (БиР) — рассчитываемое в зависимости от количества дней отсутствия на работе, указанных в больничном листе:
    • на 140 дней — минимум 28555,40 руб.;
    • на 156 дней — минимум 31 818,87 руб.;
    • на 194 дня — минимум 39569,62 руб.
  2. Дополнительное пособие к декретным выплатам при постановке на учет по беременности в женской консультации до 12 акушерских недель — устанавливается в фиксированной сумме (581,73 руб. с 1 февраля).
  3. Единовременное пособие при рождении ребенка, которое устанавливается также в фиксированной сумме (15512,65 руб. с 1 февраля).
  4. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, выплачиваемое ежемесячно и рассчитываемое как процент от средней зарплаты матери до выхода в декретный отпуск, но не менее:
    • 2908,62 — на первого ребенка;
    • 5817,24 — на второго и последующих.

Ниже приводится более подробная информация о декретных выплатах по БиР и по уходу за ребенком до 1.5 лет.

Пособие по беременности и родам

Во время беременности работающей женщине в обязательном порядке предоставляется декретный отпуск, за который выплачивается пособие. В Законодательстве РФ предусматривается несколько вариантов его длительности (в зависимости от тяжести протекания родов и количества рожденных детей):

  • при рождении 1 ребенка:
    • при неосложненных родах — 140 дней отпуска (70 дней до и 70 после родов);
    • при осложненных родах — с удлиненным до 86 дней послеродовым отпуском (всего 156 дней);
  • при рождении 2-х, 3-х и более детей — 194 дня отпуска (84 дня до и после родов 110 дней).

Эти дни будут оплачиваться работающим женщинам в размере 100% от среднего заработка за 2 последних полных года (путем умножения среднего дневного заработка на соответствующее количество дней).

При этом:

  • Минимальный размер пособия не может быть ниже МРОТ (минимального размера оплаты труда, который в 2016 году составляет 6204 рубля) в расчете на 1 месяц (см. выше).
  • Максимальный размер выплаты в 2016 году будет не превышать:
    • на 140 дней — 248164,38 руб.;
    • на 156 дней — 276 526,03 руб.;
    • на 194 дня — 343884,93 руб.

Пособие по уходу за ребенком

После рождения ребенка у матери возникает право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Данная выплата предоставляется не только трудоустроенным матерям, но и неработающим женщинам, а также отцу ребенка или другим родственникам, осуществляющим за ним фактический уход.

Размер данной выплаты устанавливается так:

  • для работающих женщин — у работодателя или в Фонде социального страхования (ФСС):
    • вычисляется путем умножения 40% среднего заработка за 2 предыдущих года на 30,4 (т.е. на среднее количество дней в месяце за 12 месяцев) и умноженного на коэффициент 0,4.
  • для неработающих матерей — через органы Соцзащиты населения (Собес):
    • в минимальном размере, который с 1 февраля 2016 года с учетом индексации составляет 2908,62 руб. на первого ребенка или 5 817,24 руб. на второго и последующих.

После достижения ребенком возраста 1.5 лет пока никакой дополнительной помощи семьям с детьми, кроме ежемесячной компенсации в размере 50 рублей от работодателя, не предусматривается.

Сумма материнского капитала в 2016 году

В соответствии с законами, подписанными В. В. Путиным в декабре 2015 года, программа материнского капитала будет продлена до 31 декабря 2018 года, однако его размер в 2016 году не будет индексироваться и останется на уровне 453 тысячи 026 рублей.

При этом отмечается, что решение о непроведении в 2016 году индексации маткапитала — это всего лишь однократный пропуск, который вызван нехваткой средств в федеральном бюджете. Он восстановится уже с 2017 года и будет индексироваться каждый последующий год в обычном порядке:

  • в 2017 году — приблизительно на 6% до 480 тыс. рублей;
  • в 2018 году — еще на 5%, что будет составлять 505 тыс. рублей.

Изменения в 2016 году и свежие новости

Фактически с 2016 года в России реализуется новая социальная реформа, которая принималась из-за существующего дефицита государственного бюджета. Незадолго до этого в ходе рабочих совещаний Правительства Дмитрий Медведев дал поручение при формировании федерального бюджета на 2016 год исходить их таких требований:

  • снизить расходы государственного бюджета на 2016-2018 годы;
  • учесть необходимость проведения индексации основных социальных выплат;
  • предоставление пособий и льгот исходя из принципа адресности и критериев нуждаемости.

В связи с этим, как уже было сказано выше:

  • размер материнского (семейного) капитала по состоянию на 2016 год останется на уровне 2015 года, а индексироваться будет только с 2017.
  • с 1 февраля 2016 года устанавливается новый порядок индексации детских пособий и иных социальных выплат — теперь они будут повышаться ежегодно по фактической инфляции за прошлый год, то есть «догоняющими темпами», а не «опережающими», как почти целое десятилетие до этого.
  • при определении размеров декретных начислений матери, должны учитываться доходы за предыдущие два года — 2014 и 2015, что будет учтено в повышении максимально возможной суммы пособия для работающих женщин.

Порядок назначения пособия по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет могут оформить как трудоустроенные, так и безработные родители, опекуны и другие родственники. Однако условия назначения и размеры выплат отличаются в зависимости от категории получателя.

За получением пособия может обратиться либо один из родителей, либо ближайший родственник, который действительно ухаживает за данным ребенком. При этом выплата за ним сохраняется, если он работает на неполный рабочий день. Бабушки, дедушки и другие родные оформить пособие могут только по месту работы.

Для всех вышеуказанных лиц пособие выплачивается по день исполнения ребенку полутора лет. Допустимый период обращения за выплатой составляет полгода после достижения ребенком возраста 1.5 лет.

  1. При наступлении обстоятельств, которые могут повлиять на право получения пособия или на изменение его размеров (смерть ребенка, трудоустройство родителя и др.), получатели обязаны в течение месяца оповестить ОСЗН или работодателя об этом. Перечисления прекращаются со следующего месяца после наступления причин, повлиявших на выплату.
  2. Если во время пребывания в отпуске по уходу за ребенком женщина получает право на отпуск по беременности и родам (новый декрет при рождении второго ребенка или последующего), ей предоставляется право самостоятельно сделать выбор одного из двух положенных ей пособий.

Размер ежемесячного пособия на ребенка до 1.5 лет в 2018 году

Ежемесячная сумма выплаты работающим гражданам составляет 40% среднего дохода, на который осуществляется начисление страховых взносов. Данная величина не может быть ниже установленных минимальных и максимальных размеров. В районах, в которых к расчету заработной платы применяются региональные коэффициенты к этим размерам они применяются тоже. При одновременном уходе за несколькими детьми до 1.5 лет пособия рассчитываются на каждого ребенка, однако в сумме они не должны превышать 100% среднего заработка.

Неработающим пособия выплачиваются в минимальных размерах, в зависимости от числа детей, рожденных ранее матерью этого же ребенка. С 1 февраля 2018 года они составляют:

  • 3142,33 руб. — на первого по числу рожденных;
  • 6284,65 руб. — на второго и последующих детей.

Максимальные размеры пособия, в текущем году следующие:

  • для трудоустроенных — 24 536,55 руб.;
  • военнослужащим и уволенным во время отпуска по уходу или при ликвидации организации — 12 569,33 руб.

Гражданам, которые осуществляют уход за ребенком в возрасте до 1.5 лет (рожденного после 1.07.2016 г.) и при этом постоянно проживают или работают на территории с правом на отселение, которая подверглась радиационному воздействию из-за Чернобыльской катастрофы, на основании со ст. 18

закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. предоставляется чернобыльская доплата

в размере 3241,05 рублей к пособию по уходу до 1,5 лет.

Порядок оформления пособия для неработающих

В отделе социальной защиты населения (ОСЗН) следующие категории неработающих граждан могут оформить выплату для осуществления ухода за ребенком до 1,5 лет:

  • один из родителей или опекун, который относится хотя бы к одной из следующих социальных групп:
    • безработным, не получающие пособие не бирже труда;
    • уволенным, в период отпуска по уходу (в том числе и при ликвидации предприятия);
    • студентам;
    • неработающим женам, военнослужащих по контракту;
    • предпринимателям, не уплачивающим страховые взносы в ФСС.
  • родственники, только в случае если родители:
    • по состоянию здоровья не могут заниматься уходом за ребенком;
    • умерли или лишены (ограничены) родительских прав;
    • находятся в местах лишения свободы;
    • отказались от воспитания ребенка, определив его в детский дом, интернат или другое социальное учреждение на полное государственное обеспечение.

Лица, у которых есть право на пособия по безработице и по уходу, имеют право выбрать, по какому именно из двух оснований они будут получать выплаты. Если выбрали получение пособия от Соцзащиты (ОСЗН), тогда оно назначается со дня рождения ребенка одному из его неработающих родителей, зарегистрированному с новорожденным по одному адресу.

Студенты тоже могут оформить выплату по уходу за ребенком в ОСЗН с момента рождения либо по истечении отпуска по беременности и родам

, если они его оформляли в своем образовательном учреждении.

Какие нужны документы и сроки перечисления выплаты

Неработающие граждане, чтобы получать данное пособие, представляют в районный отдел социальной защиты населения (ОСЗН) необходимый пакет документов:

  • копия свидетельства о рождении данного ребенка и предыдущего;
  • справка о совместном проживании заявителя с новорожденным;
  • трудовая книжка (диплом, аттестат или военный билет);
  • справка из органов занятости о том, что не осуществляются выплаты по безработице;
  • справка с работы (учебы) второго родителя, о том, что отпуск по уходу ему не назначался и не выплачивался на этого ребенка;
  • копия паспорта и номера лицевого счета получателя.

Матери, уволенные в связи с тем, что организация была ликвидирована в период их беременности или во время отпуска по уходу за ребенком до наступления 1.5 лет, и не имеющие пособия по безработице, все необходимые документы должны представлять в ОСЗН. Для них к вышеуказанному комплекту документов добавляются:

  • приказ о назначении отпуска на работе;
  • справка о выплате с указанием периода и рассчитанного ежемесячного размера пособия.

Неработающие в том случае, если они не получают выплат по безработице, каждый месяц получают пособие по уходу за ребенком со дня его рождения в органах социальной защиты населения (ОСЗН) по месту своего жительства. Выплаты проводятся в определенные сроки, но не позже 26 числа следующего месяца после подачи заявления.

Условия получения ежемесячной выплаты для работающих

Работающая мать после отпуска по беременности и родам может написать заявление по месту своей работы на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, а также на получение ежемесячного пособия, которое выплачивается только достижения возраста 1.5 лет.

Если она посчитает нужным выйти на работу до исполнения ребенку полутора лет, то существует несколько вариантов сохранения данной выплаты:

  • перейти по месту работы на условия сокращенного рабочего дня, при этом начисления пособия будут осуществляться ей же;
  • оформить пособие на отца ребенка:
    • на трудоустроенного по месту его работы;
    • на неработающего в Соцзащите по месту жительства, при условии, что он:
      • не получает пособие по безработице в центре занятости населения (ЦЗН);
      • прописан совместно с данным ребенком;
    • обратиться за выплатой к своему работодателю следует одному из трудоустроенных родственников, который будет заниматься уходом за этим малышом, в то время как мама будет на работе.

Трудоустроенные граждане могут использовать свой отпуск по частям, к примеру, несколько месяцев за ребенком смотрит один член семьи, оставшуюся часть отпуска — другой. Либо не оформлять отпуск по уходу, а работать на неполный рабочий день с сохранением частичной зарплаты и получать полный размер пособия.

Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году (пример)

Расчет суммы пособия производится, исходя из среднего заработка работающего лица, высчитанного за два календарных года, предшествовавших году ухода в отпуск, также за период работы у других страхователей.

Для расчета суммы пособия для женщин, уходящих в отпуск по уходу за ребенком в 2017 году, используется следующий алгоритм:

П = (СЗ 2015 + СЗ 2016) / (731 – исключаемые дни) × 30,4 × 40%,

  • П — размер пособия;
  • СЗ — средний заработок за указанный год (в расчет принимаются два полных предыдущих года, соответственно в 2017 году — 2015 и 2016 гг.);
  • 731 — количество дней в этих двух годах;
  • 30,4 — среднее количество календарных дней в месяце.

Чтобы автоматически рассчитать размер полагающейся ежемесячной выплаты можно воспользоваться калькулятором на портале Соцстраха.

Для предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов, уплативших добровольно страховые взносы за предыдущий год, ежемесячное пособие до 1.5 лет выплачивается в минимальных размерах, не рассчитывая их средний заработок.

Сроки оформления и необходимые документы

Выплата детского пособия до 1.5 лет работающим проводится в те же дни, что и выплата зарплаты. Для его получения заявление должно быть написано не позже шести месяцев после того, как закончился отпуск по беременности и родам (БиР). Заключение о предоставлении пособия принимается в десятидневный срок со времени его подачи. Выплата назначается сразу за последним оплаченным днем пособия по БиР.

Если ежемесячная сумма по уходу больше, чем величина, рассчитанная за месяц по БиР, то женщина после родов может отказаться от выплат по БиР

и сразу оформить пособие до 1.5 лет. Тогда эту выплату установят с рождения ребенка с зачетом ранее выплаченной по БиР.

Для того чтобы каждый месяц получать выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет, официально трудоустроенные лица должны предоставить в бухгалтерию по месту работы следующие документы:

  • заявление о предоставлении отпуска;
  • заявление о начислении пособия;
  • свидетельство (копию) о рождении ребенка;
  • свидетельство и его копию о рождении или усыновлении (смерти) предыдущего ребенка;
  • справка с места работы или учебы другого родителя, где говорится о том, что он не использует свой отпуск и не получает пособие (для безработных из отдела соцзащиты справка о неполучении этого пособия);
  • паспорт заявителя.

Работающие граждане представляют все справки по месту работы или учебы того, кто фактически будет осуществлять уход за ребенком, то есть того, кто находится в отпуске по уходу.

Как рассчитывается пособие

Для расчета выплат по уходу за ребенкомдо 1,5 лет берется показатель минимального пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком (до полутора лет).

Для расчета дневного заработка в 2018 году в России берутся данные о доходах за последние два года. За 2016 год количество дней составило 731, а минимальный размер среднего заработка за день составил 311 рублей.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет5c5b1faa2a28a

Предельно допустимый размер среднедневного заработка составил 2,1 тысяч рублей. Таковы нормы специального проекта Постановления Правительства РФ.

Кто может получить выплату

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет может получить и оформить любой член семьи, на котором лежит ответственность за несовершеннолетнее лицо. Начисление выплаты происходит в одном месте. Сумма, выплачиваемая каждый месяц, зависит от уровня заработной платы гражданина. Она составляет около 40% от дохода (берутся данные за последние два года).

Российское законодательство установило верхний и нижний размер пособия. Верхний соотносим с уровнем страховой выплаты. После проведенных индексаций выплаты составили около 25 тысяч рублей (с 1 января текущего года).

Размер пособия для ребенка5c5b1faa727cf

Если мать ребенка или лицо, которое осуществляет за ним уход, не работает, то государство имеет право в самостоятельном порядке установить размер пособия. Обычно чиновники берут за основу минимальный предел, равный чуть более 3,1 тысяч рублей за первого ребенка и почти 6,3 тысячи за второго и последующих детей. Такие суммы выплачиваются в 2018 году в России с 1 февраля, изменения произошли на законодательном уровне.

Если во время нахождения женщины в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком предприятие было ликвидировано, то происходит расчет выплаты в размере 40% от средней заработной платы за год. Средства перечисляются с согласия органов социальной защиты.

С 2011 года работник начал получить пособия в органах ФСС. Такие изменения произошли в законодательной базе. Оформление осталось прежним. В системе предусмотрены следующие положительные стороны:

  • правильные начисления;
  • независимость выплат от того, какой уровень доходов у работодателя;
  • отсутствие конфликтных ситуаций с работодателем;
  • надежное получение денежных средств.

Размер пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году5c5b1faac2716

Прямые выплаты были проведены в пилотных регионах. По состоянию на прошлых год их насчитывалось 33, в 2018 году их стало на 13 субъектов больше. Количество российских регионов, в которых проводятся выплаты, постоянно растет. Согласно прогнозам экономических экспертов, в 2020 году программой будут охвачены все регионы РФ.

Выплаты на первого ребенка: новости

В 2018 году был принят закон о ежемесячных выплатах на первого ребенка. В нем прописаны условия и способы предоставления денежных начислений. Пособие выплачивается в первую очередь семьям, которые имеют российское гражданство и постоянно проживают на территории РФ. Важно, чтобы первенец имел гражданство России.

Закон распространяется на детей, главное, чтобы они были рождены после 1 января текущего года. Далее необходимо рассчитать уровень среднедушевого дохода (на каждого представителя семьи). На человека нужно 1,5 от размера МРОТ. Такие показатели устанавливаются индивидуально в каждом из российских регионов.

Первые ежемесячных выплаты назначаются только на один год. В качестве следующего шага заявитель обязан самостоятельно подготовить пакет документов. По решению комиссии выплата пособия может быть продлена еще на 1,5 года.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком5c5b1fab1793d

В законодательстве РФ прописано, что размер выплаты каждый месяц должен быть размер прожиточному минимуму на ребенка (детей). Каждый субъект страны устанавливает его в индивидуальном порядке. В среднем в Российской Федерации выплачивается около 10,5 тысяч на одно несовершеннолетнее лицо.

Интересно: Порядок проведения ГИА в 9 классе в 2018 году с нововведениями

Можно ли продлить срок выплаты пособий

На государственном уровне в России несколько раз рассматривался вопрос о том, чтобы продлить выплату пособия до достижения ребенком трехлетнего возраста. В частности инициатива исходили от представителей Государственной Думы.

Особенно актуальной проблема стала после присоединения к РФ Республики Крым. В законодательстве Украины прописано, что граждане могут сидеть с детьми в декрете и получать пособие до достижения ребенком 3 лет. В условиях Российской Федерации применение такой социальной модели невозможно. Для жителей Крыма и города Севастополь предусмотрены денежные компенсации (региональные пособия).

Будет ли начисляться пособие?5c5b1fab48be9

Президент РФ Владимир Путин неоднократно предлагал убрать систему очередности в ясли и детские сады. Также предусмотрено получение средств из Материнского капитала, которые в последующем можно использовать на улучшение жилищных условий и обучение ребенка.

Метки: за ребенком, по уходу, пособие

За какой период выплачивается

Обратиться за оформлением выплаты можно в любое время. Это не обязательно делать сразу же после окончания декретного отпуска. Важно подать документы не позднее 6 месяцев, после окончания отпуска до 1,5 лет, а точнее, до второго дня рождения малыша (п.2.1, ст.12 №255-ФЗ от 29.12.2006). Вся причитающаяся маме сумма за весь период отпуска будет выплачена в полном объеме, даже несмотря на более поздний срок обращения. Однако, периоды выплаты для разных категорий граждан различается:

  • для официально работающих пособие выплачивается с даты начала отпуска по уходу до достижения ребенком 1,5 лет;
  • для неработающих граждан начало выплаты пособия совпадает с датой рождения ребенка.

Следует учесть, что дата начала выплаты пособия не всегда совпадает с началом месяца, а значит и размер пособия, назначенный в первый месяц будет ниже положенного ежемесячного размера.

Размер ежемесячного пособия

Сумма пособия по ходу за ребенком считается по общему правилу как 40% от среднего заработка за два последних года. Законодательством предусмотрены максимальный и минимальный размер пособия до 1,5 лет. Это означает, что если полученный при расчете размер выплаты превысит установленный максимум, то мама получит пособие в максимально допустимом размере. Если полученная сумма будет ниже минимального, то пособие будет выплачиваться в минимальном размере. Во всех остальных случаях, выплата будет назначена в сумме, полученной при расчете.

Максимальный и минимальный размеры пособия для работающих и уволенных на 2017 и 2018 годы

Пособие до 1,5 лет с 1 июля 2017 года, рублей с 1 января 2018 года, рублей
Минимальный размер зависит от МРОТ
на первого ребенка 3 120,00
на второго и последующих детей 6131,37 6327,57 (с 1 февраля)
Максимальный размер 23120,66 24 536,55

Размер пособия по уходу для безработных на 2017 и 2018 годы

Категория получателей С 1 февраля 2017 года, рублей С 1 февраля 2018 года, рублей
Безработные, в том числе:
  • студенты очной формы;
  • уволенные в связи с ликвидацией предприятия, признанные безработными в течение 12 месяцев;
  • ИП, не перечисляющие взносы в ФСС
  • 3065,69 — на первого ребенка;
  • 6131,37 — на второго и последующих детей.
  • 3163,79 — на первого ребенка;
  • 6327,57 — на второго и последующих детей.

Порядок расчета выплат по уходу за ребенком

П = СДЗ × 30,4 × 40%, где

  • П — пособие до 1,5 лет;
  • СДЗ — средний дневной заработок.

Для расчета среднего заработка берется доход за два предыдущих года. Причем имеются в виду именно календарные годы. Например, если женщина оформляет пособие в марте 2018, то для расчета будут взяты 2016 и 2017 год. По каждому году существует предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС:

  • На 2016 год — 718 000 рублей;
  • На 2017 год — 755 000 рублей.

Это означает, что если сумма дохода мамы за год превысит данные величины, для расчета пособия будет взято значение, равное предельной величине по этому году.

Затем сумма дохода делится на количество календарных дней в этих периодах. Например, в 2016 и 2017 годах число календарных дней составит 731. Но из этого количества исключаются дни:

  • временной нетрудоспособности;
  • отпуска по беременности и родам;
  • отпуска по уходу за ребенком;
  • освобождения от работы с сохранением зарплаты.

Случается так, что во взятых для расчета периодах у женщины был низкий доход, например, она находилась в декретном отпуске, или в отпуске по уходу за другим ребенком. В этом случае разрешается расчетный период заменить на другие, а именно на те годы, в которые ей выплачивалась заработная плата. Однако, выбрать любой год для расчета бухгалтер не может. Для замены могут быть взяты только те годы, которые непосредственно предшествовали декретному отпуску. То есть два последних года, в которые декретница получала зарплату до декрета.

Например, молодая мама оформляет отпуск по уходу ребенком в 2017 году. Ему предшествуют отпуск по уходу за первым ребенком до 1,5 лет и отпуск по беременности и родам, приходящиеся на 2016 и 2015 годы. Данные периоды заменяем только на 2014 и 2013 год, так как в это время женщина работала и получала зарплату. На другие годы замену производить нельзя (Письмо ФСС от 30.11.2015).

Пример расчета пособий до 1.5 лет

Кравцова О.А. написала заявление на отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 сентября 2017 года. Произведем расчет пособия. Для начала рассчитаем средний заработок Кравцовой, исходя из расчетного периода 2015 и 2016 год. Общая зарплата Кравцовой в 2015 году составила 540 000 рублей, в 2016 — 580 000 рублей. Предельную величину данные суммы не превышают, а значит при расчете мы можем учесть их в полном размере. В расчетном периоде Кравцова брала больничный, 15 дней в 2015 году и 10 дней в 2016. Соответственно, эти дни из расчета исключаем:

731 — 25 = 706 дней

Произведем расчет среднего дневного заработка:

(540 000 + 580 000) / 706 = 1 586,40 рублей

Сравниваем с максимальным значением, допустимым для для этого показателя:

1 586,40 рублей и 1 901,37 рублей

Полученная сумма максимум не превышает, а значит для расчета пособия мы можем ее использовать.

Пособие по уходу за ребенком составит:

1 586,40 х 30,4 х 40% = 19 290, 62 рублей

Полученная нами сумма превышает установленный для пособия минимум, но не превышает максимум, поэтому Кравцовой ежемесячно будет выплачиваться пособие, равное 19 290,62 рублей. Данную сумму Кравцова будет получать пока ее ребенку не исполнится 1,5 года.

Оформление документов на пособие по уходу

Работающие оформляют пособие по месту своей работы. Если до беременности мама работала в двух организациях, то пособие лучше оформить в компании, где она проработала не менее двух лет и зарплата была выше. Обратиться нужно в бухгалтерию с заявлением и приложить к нему документы:

  • копию свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка;
  • копии свидетельств о рождении других детей (при наличии);
  • справку второго родителя о том, что он данное пособие не получал (если он работает — места работы, если учится — с места учебы, если безработный — с соцзащиты, если ИП и платит взносы — с ФСС, если не платит — то с соцзащиты);
  • справку, что мама не получала данное пособие на другой работе (если она работает еще где-то);
  • справку о доходах за предыдущие 2 года (если мама в этот период работала у другого работодателя).

Бухгалтерия рассчитает пособие и будет выплачивать его в дни выплаты заработной платы.

Безработные оформляют пособие в соцзащите (УСЗН). При обращении потребуется написать заявление на выплату пособия и приложить к нему документы:

  • паспорт мамы (отца, родственника);
  • копию свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка;
  • копии свидетельств о рождении других детей (при наличии);
  • справку второго родителя о том, что он данное пособие не получал (с места работы, учебы или с органа соцзащиты);
  • справку из центра занятости о том, что пособие по безработице мама не получает;
  • трудовую книжку;
  • реквизиты для перевода денежных средств.

Для мамы, которая была уволена в связи с ликвидацией фирмы во время декрета (отпуска по беременности и родам или до 1,5 лет) обратиться также нужно будет в органы соцзащиты. К заявлению о назначении пособия, кроме документов перечисленных для безработных граждан, приложить потребуется:

  • приказ на отпуск;
  • справка о размере назначенного пособия.

УСЗН рассмотрит документы в срок не более 10 дней и будет перечислять пособие на банковскую карту, либо почтовым переводом.

  • Оформить отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и получать по нему пособие могут как работающие граждане, так и безработные.
  • Право на пособие имеет не только мама ребенка, но и другие родственники. Оформить его может только одно лицо, которое непосредственно будет ухаживать за ребенком в этот период времени.
  • Обратиться за выплатой пособия нужно к своему работодателю, если мама (иное лицо, осуществляющее уход) официально работает, либо в службу соцзащиты населения — если мама не работает, либо работает неофициально.
  • Срок обращения — не позднее 6 месяцев со дня исполнения ребенку 1,5 лет.
  • Прерывание отпуска по уходу за ребенком ведет к прекращению выплаты пособия. Для сохранения выплаты выходить на работу нужно неполный рабочий день, либо работать дома.

Законодательная база

На сегодняшний день ежемесячная выплата по уходу за ребенком четко регламентируется Федеральным законом №388 и №81.

Законы о детских пособиях5c5b1fab649adЭти законы определяют:

  • размер выплат;
  • необходимые условия для получения;
  • четкую процедуру оформления;
  • необходимые документы.

Стоит отметить, что размер этого пособия неоднократно было подвержено индексации. Его сумма напрямую зависит от размера МРОТ.

Кому положена данная помощь

Если сравнивать это пособие, к примеру, с выплатами по беременности и родам, то его могут оформить даже бабушка либо дедушка, в том числе и остальные близкие родственники.

Основным условием является непосредственный уход за ребенком тем человеком, который оформляет выплату и по этой причине он не может официально работать и получать доход.

В той ситуации, если за ребенком ухаживают оба родителя, то право на получение выплат имеет только один из них.

Согласно Федеральному закону №81 право на пособие имеют:

  • Кому положено детское пособие до 1,5 лет5c5b1fab8aceaблизкие родственники ребенка, которые подлежат обязательному социальному страхованию;
  • матери военнослужащих, которые проходят службу по контракту;
  • уволенные по причине ликвидации: матери, которые находятся в положении, остальные родственники,  которые находятся в отпуске по уходу за первенцем;
  • матери либо отцы, которые находятся на очной форме обучения;
  • близкие родственники, которые стали опекунами по причине смерти родителей либо лишения их родительских прав. При этом они могут не подлежать обязательному страхованию.

Важно отметить, что право на ежемесячную выплату по уходу за ребенком сохраняется во время пребывания в отпуске, при условии неполного рабочего дня либо на дому.

В том случае, если сотрудник в последние 2 года работал по совместительству, то он самостоятельно принимает решение о том, кто из работодателей должен выплачивать ему пособие по уходу за ребенком.

Если матерям припадает несколько разновидностей отпуска одновременно, стоит выбрать один из них.

Стоит отметить, что пособие по уходу за ребенком может выплачивать:

  • работодатель;
  • органы социальной защиты.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ePay Info | Все про платежные системы
Adblock
detector